Элисон Alison Цзин Сю (Jing Xu) из Школы менеджмента Ротмана Университета Торонто в Канаде (Rotman School of Management, University of Toronto, Canada) провела серию исследований по изучению влияния освещенности на эмоциональные реакции людей. Вместе с коллегами она просила участников испытаний оценить различные события или вещи, например, остроту соуса, агрессивность художественного персонажа, чувства, связанные с определенными словами, внешнюю привлекательность человека и вкус различных соков. Эти оценки проводились в условиях различной освещенности.
Предшествующие исследования показали, что в солнечные дни люди более оптимистично оценивают перспективы фондового рынка, собственное самочувствие, в то время как пасмурная погода проявляет депрессивные переживания. Однако исследование Цзин Сю не только подтвердило предыдущие наблюдения, но и раскрыло новые факты. Оказалось, что при повышении освещенности у чувствительных людей депрессия может усилиться. Это объясняет сезонные всплески суицидов поздним летом и ранней осенью. Результаты исследования группы из университета Торонто показали, что любые эмоции переживаются обостренно при ярком свете. Например, в комнате с ярким светом участники предпочитали более острый соус, считали художественный персонаж более агрессивным, находили женщин более привлекательными, сильнее реагировали на приятные и неприятные слова.
Поскольку большинство решений люди ежедневно принимают при ярком свете, ученые полагают, что выключение лишних ламп может повысить рациональность или помочь провести переговоры в спокойном ключе. Согласно их предположению, высокая освещенность воспринимается как тепло, и рефлекторно запускает повышенную эмоциональность. Открытием могут заинтересоваться маркетологи, которые могут использовать освещенность как средство манипуляции потребителями, повышая яркость освещения в отделах с цветами или развлекательными товарами, и снижая в тех отделах, где требуется неторопливый выбор.
Ссылки по теме:
— Journal of Consumer Psychology, 2013, doi: 10.1016/j.jcps.2013.12.007
— University of Toronto, 2014
Фото © depositphotos.com
|