Всё о лекарствах   Всё о болезнях   Всё о здоровье

Новости   Статьи   Видео   Инфографика   Блоги   Архив журнала

Изучен геном холерного вибриона, ставшего причиной эпидемии в 1849 году

Дата публикации: 21.01.2014, Дата изменения: 21.01.2014

Группа антропологов во главе с Хендриком Пойнаром (Hendrik Poinar) из Университета Макмастера в Гамильтоне (McMaster University in Hamilton) выделила ДНК из сохранившихся останков кишечника жертвы холеры, бушевавшей на Восточном побережье США в 1849 году. Тогда смертельная болезнь унесла жизни более тысячи жителей Филадельфии. Заспиртованный образец ткани кишечника больного (предположительно это был афроамериканец) сохранился благодаря исследованиям врача Джона Нейлла, изучавшего влияние холеры на ткани, выстилающие кишечник.

Ученые смогли выделить и просеквенировать геном холерного вибриона, вызвавшего эпидемию в середине XIX века. Авторы сравнили полученные данные с геномом холеры биотипа Эль-Тор, распространенного в наши дни, и выявили немало различий. Несмотря на то, что «классический» биотип, ставший причиной вспышки заболевания в Филадельфии, до сих пор встречается, большая часть эпидемий с 1960 года вызвана биотипом Эль-Тор. Именно он стал причиной последней масштабной эпидемии на Гаити в 2010 году, когда холерой заболели тысячи людей.

Пойнар и его коллеги выяснили, что оба биотипа произошли от единого предка, появившегося несколько сотен лет назад в районе Бенгальского залива в Индии. Однако, причины, которые привели к подавлению одного биотипа холеры и более широкому распространению другого, пока не ясны.

Геном «классического» биотипа холеры, по сравнению с Эль-Тор содержал дополнительную копию вирусного генома, кодирующего холерный токсин. Потеря этих генов сделало холерный вибрион менее заразным, что, возможно, и привело к тому, что «классический» биотип стал менее распространен, чем Эль-Тор. Авторы планируют проверить это предположение, проведя ряд лабораторных экспериментов.

Холерный вибрион, грамотрицательная, факультативно-анаэробная подвижная бактерия рода Vibrio, был открыт Филиппо Пачини в 1854 году, но это открытие прошло незамеченным из-за господствовавшей теории «миазмов», якобы находящихся в воздухе и вызывающих холеру. Независимое переоткрытие вибриона было сделано Робертом Кохом в 1883 году.

— N. Engl. J. Med. 2014. DOI: 10.1056/NEJMoa1308663

— Nature, doi:10.1038/nature.2014.14490

Экспедиция Роберта Коха в Египет, 1884 г. Фото KRUIF, Paul de. Mikrobenjäger. Orell Füssli, Zürich, 1927

Вы не авторизованы на портале. Поэтому не можете оставлять сообщения.
Необходимо войти, указав свои логин и пароль, либо зарегистрироваться.