Установлено, почему мужчины и женщины по-разному реагируют на прививки

Дата публикации: 13.01.2014, Дата изменения: 13.01.2014

Существуют выраженные межполовые различия в развитии иммунного ответа при инфекции или вакцинации. В среднем, иммунная система женщин выглядит более восприимчивой и реактивной. При вакцинации от гриппа у женщин чаще развиваются генерализованные реакции, аутоиммунные осложнения и избыточная выработка цитокинов. Механизмы, обуславливающие разницу в реакциях для мужчин и женщин, во многом остаются загадкой. Дэвид Фурман (David Furman) из отделения микробиологии и иммунологии медицинской школы Cтэнфордского университета в Калифорнии (Department of Microbiology and Immunology, Stanford University School of Medicine, Stanford, CA) вместе с коллегами решил выяснить, в чем может быть причина наблюдаемых эффектов.

Ученые исследовали образцы крови 53 женщин и 34 мужчин, получивших инъекции трехвалетной инактивированной вакцины против сезонного гриппа. В собранных образцах проводили определение уровня антител против вируса, а также оценку реакции иммунной системы на основе содержания цитокинов и хемокинов, субпопуляций клеток крови, экспрессии генов. Помимо этого, ученые отслеживали индивидуальные клеточные реакции на внешние стимулы.

Исследователи обнаружили повышенную выработку антител и цитокинов в ответ на вакцину у женщин по сравнению с мужчинами, вне зависимости от возраста. Было выяснено, что общий уровень воспалительной реакции коррелировал с содержанием фосфоририлованных белков STAT3 в моноцитах. Однако серологическая реакция зависела от какого-то другого фактора. Анализ экспрессии генов показал, что активность определенного кластера, отвечающего за биосинтез липидов, тесно связана с пониженной нейтрализацией вируса. Из предшествующих работ было известно, что данный кластер регулируется тестостероном. Ученые распределили собранные образцы по содержанию тестостерона, и оказалось, что у мужчин с высоким содержанием андрогена антитела вырабатываются хуже, чем у женщин, в среднем на 81%. У мужчин с низким тестостероном разница составила всего 13%.

Ученые подчеркивают, что сам по себе повышенный уровень тестостерона не должен восприниматься как сигнал о неэффективности прививки. На данный момент показано лишь, что сниженный иммунный ответ коррелирует с изменением активности определенных генов, на которые тестостерон может иметь влияние. Проведенное исследование позволяет сформулировать целый ряд гипотез для дальнейших экспериментов, но едва ли можно ожидать непосредственного применения полученных результатов клиницистами.

— Proceedings of the National Academy of Sciences USA 2013, 2013, doi: 10.1073/pnas.1321060111.

— MedPageToday, 2013