Ученые объяснили, почему у рыжих людей меланома развивается чаще

Дата публикации: 26.08.2013, Дата изменения: 28.08.2013

Известно, что цвет кожи и волос, зависят от гена рецептора к меланокортину-1 (MC1R). Мутация в этом гене определяет наличие у человека рыжих волос и светлой кожи. Американским ученым удалось выяснить, что та же самая мутация гена MC1R также ответственна за активацию молекулярного механизма, ведущего к развитию меланомы. Результаты этого исследования опубликованы в журнале Molecular Cell.

Меланома является наиболее редким, однако наиболее летальным видом рака кожи. 75 процентов всех смертей от рака кожи приходятся на меланому. Считается, что возникновение и прогрессирование заболевания связано с появлением ряда мутаций, повышающих чувствительность человека к ультрафиолету, усиливающих пролиферацию и дифференцировку клеток кожи, называемых меланоцитами.

Известно, что люди с рыжим цветом волос в 10–100 раз чаще страдают меланомой, чем обладатели волос любого другого цвета, однако точная причина этой взаимосвязи долгое время оставалась неизвестной. Исследователи из Медицинского центра Beth Israel Deaconess и Медицинской школы Бостонского университета (Boston University School of Medicine) провели серию экспериментов на культурах клеток кожи человека и на мышах.

Ранее авторы выяснили, что MC1R важен для защиты ДНК меланоцитов от повреждений, вызванных действием ультрафиолета.

Дальнейшие эксперименты показали, что продукт гена MC1R, определяющий цвет волос и кожи, способен связываться с продуктом гена PTEN, известным как опухолевый супрессор. При отсутствии белка PTEN MC1R активирует сигнальный путь PI3K/Akt, приводящий к развитию рака. В клетках, несущих мутантную форму гена MC1R, отвечающую за появление у человека рыжих волос и светлой кожи, белок PTEN начинает разрушаться под действием UV-B, что приводит к ослаблению защитной функции PTEN.

Авторы также показали, что активация сигнального каскада PI3K/Akt вызывала усиленную пролиферацию меланоцитов, несущих мутацию MC1R-RHC. Прогрессированию заболевания способствовало также одновременное присутствие мутации в гене BRAF, встречающейся почти у 70% больных меланомой.

Ученые надеются, что результаты их исследования помогут разработать новые лекарственные препараты-ингибиторы сигнального пути PI3K/Akt, которые будут применяться для лечения пациентов с меланомой.

— Molecular Cell, 22.08.2013, doi: 10.1016/j.molcel.2013.08.010

Приложения для смартфонов не способны диагностировать меланому — 21.01.2013

Меланома чаще поражает богатых женщин с белой кожей — 23.03.2011

27.08.2013, 03:11
ну что за безграмотные формулировки - "ген ... не может соединиться с геном"! и "генетические мутации" - что, бывают какие-то "негенетические"?

27.08.2013, 15:54
В первом случае уточнили, спасибо, что заметили. Во втором случае претензия не принимается, мутации могут быть как минимум геномные, хромосомные и генные (или в более распространенном и устойчивом, хотя и менее корректном варианте - генетические).

27.08.2013, 16:26
Да не сильно лучше уточнили, честно говоря: я-то имел в виду, что "не может связаться" не ген с другим геном, а белок, продукт гена! Взаимосвязь на уровне генов бывает, но для MC1R и PTEN она в статье не рассматривается - только на уровне белков. Насчёт мутаций - с интересом почитаю, в какой номенклатуре геномные и хромосомные мутации не считаются генетическими.

27.08.2013, 17:02
Ок, пока беру тайм-аут на подробный анализ, видимо, придется разбираться от и до.

27.08.2013, 19:03
не обижайтесь за въедливость - просто когда заходишь на один из немногих грамотных ресурсов, хочется, чтобы и уровень текстов был соответствующим :)

27.08.2013, 21:15
Не вопрос. Автор не может одинаково хорошо ориентироваться в молекулярной биологии, хирургии и терапии ;) Привлекли молбиолога, приводим текст в чувство.