Обнаружены биомаркеры тяги к суициду

Дата публикации: 22.08.2013, Дата изменения: 22.08.2013

Ежегодно около 1 миллиона людей погибают в результате суицида. Если бы у врачей была возможность предсказать повышенный риск появления у человека мыслей о самоубийстве, большую часть этих жизней можно было бы спасти. Долгое время это считалось невозможным, однако американским исследователям удалось обнаружить такие биологические «маркеры суицида». Результаты их исследования опубликованы в журнале Molecular Psychiatry.

Психиатр Александр Никулеску (Alexander Niculescu) и его коллеги из Университета Индианаполиса (University in Indianapolis) провели сложное исследование, состоявшее из 4 стадий. На первой стадии исследователи выделили 9 мужчин с биполярным расстройством среди участников крупного исследования ученых из Университета Индианы. Настроение этих мужчин менялось от полного отсутствия суицидальных мыслей до высокой вероятности совершения суицида. После этого исследователи проследили за изменениями экспрессии генов в клетках крови этих мужчин и выделили несколько предположительных биомаркеров. Затем обнаруженные гены сравнили с результатами предыдущих работ по изучению психических заболеваний и склонности к самоубийству и идентифицировали 41 ген, который наиболее вероятно играет роль в появлении суицидальных мыслей.

После этого ученые попытались найти некоторые из 41 гена в крови 9 мужчин, покончивших жизнь самоубийством. В результате список кандидатов в биомаркеры сократился до 13 генов. После проведения дополнительных строгих статистических тестов генов осталось всего 6. По словам г-на Никулеску, именно эти гены могут предсказать повышенный риск суицида у человека. Чтобы доказать это, исследователи проанализировали экспрессию этих генов у 42 мужчин с биполярным расстройством и 46 мужчин с шизофренией, госпитализированных после попытки суицида. В результате была обнаружена стойкая корреляция с экспрессией 4 из 6 биомаркеров. Если объединить оценку уровня этих генов в крови человека с клинической оценкой его психического состояния и настроения, вероятность предсказания госпитализации по поводу попытки суицида повышается до 80 процентов.

Исследователи отмечают, что в их эксперименте участвовало небольшое количество человек, поэтому в ближайшее время они намерены проверить эффективность определения «биомаркеров суицида» на более обширных группах людей, а также улучшить чувствительность и специфичность этой методики. После этого новый метод может быть использован в клинической практике.

— Molecular Psychiatry, 20.08.2013, doi: 10.1038/mp.2013.95