Блокирование воспоминаний о выпивке может помочь в лечении алкоголизма

Дата публикации: 27.06.2013, Дата изменения: 27.06.2013

Сигнальный путь, отвечающий за воспоминания и обучение, может стать новой целью для препаратов, помогающих справиться с алкоголизмом. Эксперимент на крысах доказал, что блокирование воспоминаний, ассоциирующихся с выпивкой, помогает избавиться от тяги к спиртному. Результаты этой работы опубликованы в журнале Nature Neuroscience.

Как в случае с любой другой формой зависимости, вид и даже запах спиртного может вызвать у человека с алкогольной зависимостью непреодолимое желание выпить, даже если он прошел курс реабилитации. Такие ассоциативные связи очень трудно разорвать. Однако неврологам из Университета Калифорнии в Сан-Франциско (UCSF) удалось обнаружить мишень для воздействия — сигнальный путь mTORC1, контролирующий синтез белков, ответственных за память и обучение. Воздействие на этот путь может заблокировать такие воспоминания-ассоциации и снизить тягу к спиртном.

Когда воспоминания извлекаются из своего «хранилища», они становятся уязвимыми для повреждения, как книга, которую взяли с полки библиотечного шкафа. Точно так же аккуратное воздействие на сигнальный путь mTORC1 может дестабилизировать процесс превращения конкретного фрагмента памяти в воспоминание. Чтобы убедиться в этом, исследователи сперва превратили лабораторных крыс в алкоголиков. Для этого им в клетки были помещены емкости с водой и смесью воды и 20-процентного спирта. Спустя несколько недель крысы начали предпочитать спирт обычной воде. При этом концентрация алкоголя в их крови доходила до 80 мг на 100 мл крови. Крыс также обучили нажимать на специальный рычаг, чтобы получить спиртовой раствор.

После этого исследователи убрали алкоголь из клеток на 10 дней, а затем дали каждой крысе ровно по одной капле спиртового раствора, чтобы спровоцировать связанные с выпивкой воспоминания. Сразу же после этого некоторым крысам был введен препарат рапамицин, который ингибирует активность mTORC1. После этого всем крысам была предоставлена возможность нажать на рычаг, однако большинство крыс, получивших рапамицин, не стали «требовать продолжения банкета».

По словам ученых, рапамицин, разрушает связь памяти между вкусом и запахом алкоголя и удовольствием от его потребления. Исследователи подчеркивают, что препарат не влияет на формирование памяти, но нарушает процесс перемещения воспоминаний обратно в долговременную память сразу после того, как они были извлечены. Препарат высоко специфичен в отношении алкоголя и не влияет на воспоминания крыс о потреблении, например, подслащенной воды. Исследователи полагают, что он может помочь не только в борьбе с алкогольной, наркотической или лекарственной зависимостью, но и при лечении посттравматического стресса. Авторы пока не планируют проводить исследование на людях, однако получить разрешение на такое исследование будет несложно — рапамицин уже одобрен FDA в США как иммуносупрессор для пациентов, перенесших трансплантацию органов.

— Nature Neuroscience, 23.06.2013, doi:10.1038/nn.3439