Создан уникальный атлас разложения позвоночных

Дата публикации: 28.05.2013, Дата изменения: 28.05.2013

Британские исследователи создали уникальный атлас разложения позвоночных (Atlas of Vertebrate Decay) с фотографиями, которые должны помочь палеонтологам всего мира опознавать останки древних существ, поврежденными в процессе окаменения. Фотографии из атласа можно увидеть в последнем номере журнала Palaeontology.

Ископаемые останки — основной материал, с которым работают археологи и палеонтологи, позволяющий им понять, как развивалась жизнь на Земле. Однако хорошо сохранившиеся останки — это большая редкость, чаще всего их крайне сложно идентифицировать. Кости и кожа животных может быть повреждена хищниками, а мягкие ткани бесследно исчезают в процессе гниения. Поэтому палеонтологам зачастую приходится сравнивать обнаруженные останки с современными животными в поисках схожих признаков. Но проблема заключается в том, что большинство ископаемых останков — это останки разложившихся животных, а ученые пытаются сравнивать их с живыми существами.

Чтобы облегчить это сравнение, палеобиолог Марк Пернелл (Mark Purnell) из Университета Лестера (University of Leicester) и его коллеги решились провести крайне неприятное и дурно пахнущее, но очень полезное исследование. Прежде всего, они собрали представителей 6 биологических видов, которые считаются наиболее схожими с ранними позвоночными — атлантическую миксину (Myxine glutinosa), миног, парочку акул и рыбоподобное позвоночное Amphioxus. Затем исследователи разместили животных в контейнерах с водой и оставили их разлагаться на протяжении 300 дней. Периодически исследователи фотографировали то, что оставалось от подопытных в процессе разложения.

По словам исследователей, те части тела животных, которые быстрее всего помогают их опознать, как правило, разлагаются первыми. Так, мягкие хрящи и мышцы растворяются за первые несколько недель. Однако сохранившиеся кости довольно легко позволяют идентифицировать животное. Любопытно, что скелет разложившейся акулы удивительно напоминает останки скелета таинственной рыбы, обнаруженной в Шотландии и датируемой возрастом 400 млн лет, которая, как считают некоторые ученые, могла быть одним из ранних предков позвоночных. Таким образом, новый атлас поможет палеонтологам всего мира быстрее идентифицировать непонятные останки.

Ссылки по теме:

— Palaeontology, 27.04.2013, DOI: 10.1111/pala.12037