Когда маленькие дети изучают окружающий мир, они часто копируют поведение взрослого человека и таким образом учатся что-то делать. Ученых давно интересовало, существует ли подобное социальное копирование и обучение среди диких животных, обитающих в стаях и социальных группах. Результаты исследований британских ученых, опубликованные в журнале Science, доказали, что это справедливо, как минимум, для обезьян и китов.
Группа исследователей из Университета Св. Эндрюса (University of St Andrews), Великобритания, сформировала две группы южноафриканских зеленых мартышек (Chlorocebus aethiops) — «синие» и «розовые». Для этого исследователи во главе с психологом приматов Эрикой ван дель Вааль (Erica van de Waal) натренировали каждую группу мартышек есть кукурузу, окрашенную только, соответственно, в синий или розовый цвет. Исследователям было интересно, как именно мартышки каждой группы объяснят вновь прибывшим в стаю — малышам или мигрировавшим из другой группы самцам — какие именно зерна следует есть.
Как выяснилось, обе категории вновь прибывших, выбирая зерна кукурузы, ориентировались на поведение остальных сородичей по стае. Малыши просто копировали действия своих матерей и ели зерна того же цвета. 7 из 10 самцов, переведенных из другой группы, с первого же раза переняли пищевые привычки нового коллектива.
В ходе второго исследования ихтиолог Дженни Аллен (Jenny Allen) из того же университета проанализировала данные, собранные за 27 наблюдения за китами в заливе Мэн у восточного побережья США. Ее интересовало, помогают ли социальные связи среди горбатых китов формировать их пищевое поведение. Во время охоты горбатые киты выпускают под стаю мелких рыб большое количество пузырьков, в результате чего рыба сбивается теснее, и ее становится легче поймать. Однако в 1980 году в охоте китов было замечено новшество: до того, как выпустить пузырьки, горбатый кит ударял хвостовым плавником по поверхности воды, что дополнительно оглушало рыбу. За 150 наблюдений за охотой китов в том году такое поведение было зафиксировано лишь однажды, но к 2007 году такой техникой стали пользоваться 37 процентов китов залива Мэн. По мнению ученых, киты научились этому поведению, наблюдая за своими сородичами и копируя их действия.
Это доказывает, что поведение диких животных формируется не на основе их собственного опыта, путем проб и ошибок, а при помощи копирования поведения других членов группы.
Ссылки по теме:
— Science, 26.04.2013, DOI: 10.1126/science.1232769
— Science, 26.04.2013, DOI: 10.1126/science.1231976
У курносых обезьян имеются свои акушерки — 12.02.2013
Фото © shutterstock.com
|