Изучение генома голубей подтвердило теорию эволюции Дарвина

Дата публикации: 04.02.2013, Дата изменения: 04.02.2013

Ученым впервые удалось секвенировать геномы некоторых видов домашних и диких голубей. Изучив их, исследователи пришли к выводу, что все современные голуби — как множество искусственно выведенных декоративных пород, так и обычные уличные голуби — произошли от одного общего предка — скалистого сизого голубя (Columba livia). Результаты этого исследования, еще раз подтверждающего правоту Чарльза Дарвина, опубликованы в журнале Science.

До второй половины 19 главенствовала теория о постоянстве и неизменяемости видов, согласно которой каждая порода была уникальна. В 1868 году вышла в свет работа «Изменение животных и растений под влиянием одомашнивания», в которой домашние голуби заняли одно из центральных мест. Изучая различные породы птиц и проведя опыты по их скрещиванию, ученый пришел к выводу, что их многообразие — это результат селекции, а общим предком является дикий сизый голубь.

Биологи из Университета Юты (University of Utah) в Солт-Лейк Сити полностью расшифровали геномы 2 диких видов и 36 декоративных пород голубей, обитающих в разных регионах США. В ходе исследования ученые искали признаки родства между разными породами голубей, а также гены, указывающие на их родство с предками, населявшими Ближний Восток сотни лет назад.

По словам автора исследования, биолога Майкла Шапиро (Michael Shapiro), им удалось обнаружить генетическое сходство между всеми изучаемыми ими особями. Следовательно, все породы голубей родственны между собой и имеют одного общего предка. Более того, различные декоративные признаки голубей — «розетка» из перьев, закрывающая шею и голову наподобие воротника, «банты» на зобе и груди, оперенные ноги и хохолки — вызываются у различных видов одними и теми же простыми рецессивными мутациями в одних и тех же генах.

Многие ученые предполагают, что сизый голубь является первой птицей, прирученной человеком, поэтому исследование его генома крайне интересует биологов. В настоящее время исследователи сравнивают геномы голубей с геномами других птиц, чтобы выяснить, имеют ли гены, отвечающие за отличительные характеристики декоративных пород голубей, сходство с генами, отвечающими за аналогичные «украшения» из перьев у других видов диких и домашних птиц.

— Science, 31.01.2013, DOI: 10.1126/science.1230422