Опровергнуто существование «фермента памяти»

Дата публикации: 11.01.2013, Дата изменения: 11.01.2013

На протяжении последних лет ученые изучали белковый фермент, который, как считалось, отвечает за долговременную память. Однако двум независимым группам ученых из США удалось научно доказать, что этот фермент не играет важной роли в процессах запоминания и забывания. Они продемонстрировали, что мыши, генетически лишенные этого фермента, не испытывают никаких значимых проблем с памятью. Результаты этих исследований опубликованы в журнале Nature.

Впервые о «ферменте памяти» — протеинкиназе M-ζ (PKM-ζ) — заговорили в 2006 году. Тогда американский исследователь Тодд Сэктор (Todd Sacktor) из Медицинского центра SUNY Downstate в Нью-Йорке вводил в мозг крыс белок ZIP, который блокирует фермент PKM-ζ. Эксперименты показали, что блокирование этого фермента «стирает» некоторые воспоминания грызунов, а увеличение его концентрации укрепляет их память. Схожие эксперименты с белком ZIP на других грызунах, мухах и моллюсках подтвердили этот эффект. Тогда и появилась гипотеза, что долговременная память оказывается неожиданно хрупкой и зависящей от одного-единственного фермента.

Ричард Хаганир (Richard Huganir) из Университета Джона Хопкинса (Johns Hopkins University) в Балтиморе и его коллеги заинтересовались этим результатами. Однако они не были уверены, что именно повлияло на память животных в ходе проведенных экспериментов — блокирование фермента PKM-ζ или действие белка ZIP. Поэтому они удалили ген фермента PKM-ζ из генома мышиного эмбриона и вырастили мышь, полностью лишенную этого фермента. Независимо от них точно такую же мышь вырастили в лаборатории Университета Калифорнии (University of California) в Сан-Франциско Роберт Мессинг (Robert Messing) и его коллеги.

Ни у одной из мышей не наблюдалось никаких заметных проблем с долговременной памятью. Грызун из лаборатории Мессинга успешно проходил все тесты на запоминание опасности, предметов, различных мест и сигналов. У мыши команды Хаганира также наблюдались нормальные показатели силы взаимодействия синапсов между двумя нейронами — как считается, именно это взаимодействие лежит в основе долговременной памяти и обучения.

«Наши результаты доказывают, что фермент PKM-ζ не является регулятором памяти, — пишет г-н Хаганир. — И это не удивительно — наша память настолько сложна, что не может контролироваться только одним ферментом». Однако результаты все же смогли удивить исследователей. Как выяснилось, белок ZIP по-прежнему влияет на долговременную память мышей, даже если те лишены фермента PKM-ζ. По всей видимости, именно изучение белка ZIP станет целью дальнейших исследований. Ученые надеются выяснить, с какими именно молекулами в организме связывается этот белок, и как это влияет на долговременную память.

— Nature News & Comment, 04.01.2013, doi:10.1038/nature.2013.12139