Как известно, на острове Суматра на разных берегах реки Алас живут два племени орангутангов. Обезьяны с западного берега реки используют палки для поиска меда в стволах деревьев. Однако орангутанги с восточного берега таким навыком не обладают. Чем же вызвано такое различие между стаями обезьян одного вида? Ученые из Швейцарии выяснили, что орангутанги с западного берега по каким-то причинам способны придумывать, как использовать палку в качестве орудия. Причем сперва они вынашивают идею в голове, а уже затем пробуют ее на практике. Результаты их эксперимента опубликованы в журнале Current Biology.
Долгие годы ученые предполагали, что детеныши обезьян с западного берега обучаются использованию палки, просто глядя на взрослых и подражая их поведению. Они сразу же повторяют увиденные действия, пока не достигнут желаемого результата. При этом у исследователей не было возможности проверить эту теорию, поскольку малыши всегда находятся со стаей и взаимодействуют с социальной группой. Однако психолог Тибод Грубер (Thibaud Gruber) из Антропологического института и музея при Университете Цюриха (University of Zurich’s Anthropological Institute & Museum) и его коллеги придумали, как провести такое исследование. Они приехали в заповедник Batu Mbelin на севере Суматры, куда попадают молодые орангутанги с обоих берегов реки, оставшиеся сиротами в совсем юном возрасте. Некоторое время они находятся под карантином, а затем выпускаются в большие стаи. Именно этих орангутангов, помещенных в карантин, и изучали исследователи.
Орангутангам предложили палки и понаблюдали, что они будут делать с их помощью. Обезьяны с обоих берегов реки довольно быстро сообразили, что палкой можно подтянуть поближе к клетке еду, лежащую далеко от решетки. Такого же успеха исследователи ожидали и в задании с добыванием меда из ствола дерева. Однако использовать палку таким образом догадались 9 из 13 обезьян с западного берега и лишь 2 из 10 с восточного. При этом обезьяны с западного берега с первого раз правильно применили палку, чтобы достать мед, тогда как обезьянам с восточного берега понадобилось время, чтобы придумать, как использовать палку в этой ситуации.
Исследователей заинтересовал вопрос: каким образом растущие в изоляции от стаи обезьяны с западного берега сразу же поняли, как правильно использовать палку? Все они были слишком малы, чтобы обучиться этому навыку во время жизни в стае. Скорее всего, пишут авторы, они увидели и запомнили, как действовали их взрослые сородичи, и долгие годы держали эту идею в голове. А как только представилась возможность — опробовали ее на практике. При этом такая способность к мышлению по каким-то причинам более характерна для обитателей западного берега. Исследователи предполагают, что наличие таких «культуральных знаний» приближает поведение орангутангов к поведению людей разных культур.
Ссылки по теме:
— Current Biology, 08.11.2012, 10.1016/j.cub.2012.09.041
Фото © shutterstock.com
|