Всё о лекарствах   Всё о болезнях   Всё о здоровье

Новости   Статьи   Видео   Инфографика   Блоги   Архив журнала

наши партнеры

Обнаружены эритроциты возрастом 5 тысяч лет

Дата публикации: 04.05.2012, Дата изменения: 04.05.2012

Исследователи знают уже очень многое об Эци — ледяной мумии человека эпохи халколита, обнаруженной в 1991 г. в Тирольских Альпах на леднике Симилаун. Возраст мумии, определенный радиоуглеродным методом, составляет примерно 5300 лет. Его геном полностью расшифрован, его заболевания известны, а анализ его желудка и кишечника рассказал ученым, что он ел перед смертью. Все обстоятельства его жизни и гибели также раскрыты. Огорчало ученых лишь одно — в организме мумии до сих пор не было обнаружено ни одной клетки крови. Однако недавно группе исследователей из Италии и Германии удалось найти несколько эритроцитов в ранах Эци, которые стали самыми древними из когда-либо обнаруженных эритроцитов. Результаты исследования опубликованы в Journal of the Royal Society Interface.

«До этого открытия мы не знали точно, сколько могут „прожить“ клетки крови, — говорит Альберт Цинк (Albert Zink), директор Института мумий при Европейской академии (Institute for Mummies at the European Academy). — Теперь мы знаем, что эритроциты могут сохраняться на протяжении 5300 лет! Мы также рассчитываем, что современные нанотехнологии помогут нам проанализировать микроструктуру эритроцитов и кровяных сгустков Эци, что может привести к настоящему прорыву в гематологии».

С помощью атомно-силового микроскопа ученые исследовали тонкие срезы ткани с плеча Эци, где застрял наконечник стрелы, и с рваной раны на его правой руке. Затем, основываясь на микроскопическом анализе срезов, ученые послойно создали трехмерное изображение тканей. К их удивлению и радости, на 3D-модели они четко увидели эритроциты классической двояковогнутой формы. «Чтобы окончательно удостовериться, что это действительно эритроцит, а не бактерия или пыль, мы прибегли к другому аналитическому методу под названием метод рамановской спектроскопии, — объясняют со-авторы исследования Марек Янко (Marek Janko) и Роберт Старк (Robert Stark), сотрудники Центра нанотехнологий в Мюнхене (Center for NanoSciences). — Этот метод подтвердил, что перед нами настоящие эритроциты». Также ученые обнаружили в ране остатки фибрина — белка, принимающего участие в свертывании крови. «Поскольку фибрин образуется только в свежих ранах, а затем распадается, гипотеза о том, что Эци погиб спустя несколько дней после ранения стрелой, не подтверждается», — объясняет Альберт Цинк.

Эци был найден 19 сентября 1991 года двумя немецкими туристами. Мумия хорошо сохранилась благодаря тому, что была вморожена в лёд. С 1997 года Эци выставлен в Южнотирольском музее археологии в Больцано, Италия, а на месте находки установлен 4-х метровый памятник из камня в форме пирамиды. Некоторые учёные придерживаются мнения, что Эци мог быть жрецом или колдуном, другие считают, что он был пастухом в высокогорных районах. Рядом с телом мумии были обнаружены медный топор, каменный нож, колчан со стрелами с костяными, 182-сантиметровый тисовый лук, ягоды и две корзины из берёзовой коры.

— Journal of the Royal Society Interface, 02.05.2012, doi: 10.1098/​rsif.2012.0174

Тутанхамона убила малярия — 17.02.2010

Египетские мумии больны атеросклерозом — 18.11.2009

Фото © shutterstock.com

Вы не авторизованы на портале. Поэтому не можете оставлять сообщения.
Необходимо войти, указав свои логин и пароль, либо зарегистрироваться.