Коралловый аспид позволил открыть новый механизм развития боли

Дата публикации: 18.11.2011, Дата изменения: 18.11.2011

Анализируя яды различных змей, группа исследователей из Университета Калифорнии, Сан-Франциско (University of California), США, нашла объяснение сильнейшей боли, вызываемой укусом техасского кораллового аспида. Их открытие позволяет лучше понять механизм возникновения острой и хронической боли, а также помочь фармацевтическим компаниям в разработке новых обезболивающих препаратов. Результаты их работы представлены в журнале Nature.

Команда исследователей под руководством Дэвида Джулиуса (David Julius), главы отделения молекулярной биологии и медицины при университете, уже проводила исследования по изучению реакции нейронов на перец чили, васаби и мяту. В этот раз ученые воздействовали ядом нескольких видов змей на нервные клетки, выращенные in vitro. Им удалось установить, что яд кораллового аспида содержит токсическую смесь химических веществ, включая два особых протеина, которые, соединяясь вместе, прочно прикрепляются к тончайшим рецепторам на кончиках нервов. Именно эти рецепторы обычно реагируют на воздействие кислоты, поэтому после укуса змеи мозг жертвы начинает непрерывно получать сигналы о боли, равносильной химическому ожогу.

Нейроны человеческого организма очень чувствительны к любой кислоте — вспомните свою реакцию на лимон. Такая чувствительность играет важную роль в защите организма — при любой травме в крови повышается концентрация кислот, и возникающая в этом случае боль «сообщает» организму о серьезности повреждения. Именно поэтому укус кораллового аспида вызывает такую интенсивную и длительную боль. Ученые надеются, что их открытие прольет свет на физиологию боли, механизм которой во многом все еще остается загадкой для исследователей всего мира. К тому же, было обнаружено, что яд аспида также действует на рецептор-протеин, известный как чувствительный к кислотам ионный канал 1 типа (acid-sensing ion channel 1, ASIC1). Долгие годы производители обезболивающих препаратов концентрировали свое внимание на похожем рецепторе ASIC3. Данные нового открытия могут помочь им в разработке нового типа обезболивающих.

Техасский коралловый аспид (Micrurus tener) — маленькая красно-желто-черная змея, распространенная в Техасе и Луизиане. Аспид достаточно редко кусает людей, только если он вынужден защищаться. Нейротоксин яда змеи настолько силен, что пострадавшие нуждаются в немедленной госпитализации и введении больших доз морфина для уменьшения нестерпимой боли, которая иногда может длиться недели после укуса.

– Nature, 479,410–414(17 November 2011)doi:10.1038/nature10607