Состав кишечной флоры, который зависит от пищевых предпочтений, влияет на выбор полового партнера. По крайней мере, именно так происходит у мушек-дрозофил, чье поведение изучали американские биологи из Университета Мэна и израильские зоологи и молекулярные биологи из Университета Тель-Авива.
Еще двадцать лет назад исследователями из Йеля было обнаружено, что если разделить дрозофил на две группы, одну кормить мальтозой, а вторую — крахмалом, спариваться они будут внутри своих групп. То есть «крахмальные» — в основном с «крахмальными», «мальтозные» — с «мальтозными». Эффект наблюдался на протяжении 25 поколений и межгрупповое скрещивание встречалось исключительно редко.
Было понятно, что подобное поведение — важная составляющая видообразования, в частности, симпатрического, в основе которого как раз и лежит репродуктивная изоляция. Но почему дрозофилы себя так ведут — удалось выяснить только в наше время. Профессор Юджин Розенберг (Eugene Rosenberg) и его коллеги также разделили мушек на две группы: одних кормили патокой, вторых — крахмалом. И описанные ранее половые предпочтения четко устанавливались как минимум уже в следующем поколении и сохранялся на протяжении последующих 37.
Разгадка обнаружилась в составе кишечной микрофлоры. В частности, бактерии Lactobacillus plantarum составляли 26% флоры у «крахмальных» мушек и всего 3% — у «паточных». Если же дрозофил обрабатывали антибиотиками, уничтожая все бактерии-симбионты, насекомые начинали спариваться беспорядочно, независимо от групповой принадлежности. Когда же их кишечники снова заселили Lactobacillus plantarum в соответствующих пропорциях, половые предпочтения вернулись на круги своя.
Исследователи также высказали предположение — как именно микроорганизмы управляли сексуальным поведением своих хозяев. В обеих группах различался состав феромонов. Впрочем, как подчеркнул профессор Розенберг, это пока что гипотеза, необходимы дальнейшие исследования в этом направлении.
Ссылки по теме:
- Proceedings of the National Academy of Sciences, Published online before print November 1, 2010, doi: 10.1073/pnas.1009906107
На фото: Lactobacillus plantarum. Фото с сайта bacferm.com.au
|