Всё о лекарствах   Всё о болезнях   Всё о здоровье

Новости   Статьи   Видео   Инфографика   Блоги   Архив журнала

Для защиты от инфекций организм образует микротромбы

09.08.2010

Группа исследователей из Университета Людвига Максимилиана в Мюнхене сообщает, что формирование сгустка крови в небольших кровеносных сосудах участвует в защите организма от болезнетворных микроорганизмов. На молекулярном уровне формирование тромбов тесно связано со встроенными механизмами иммунной защиты, что открывает перед врачами новые возможности борьбы с тромбозом.

Известно, что адаптивная иммунная система отвечает за попадание в организм специфических инфекционных агентов. Однако роль первой линии защиты играет врожденная иммунная система, которая реагирует на вторжение путем развития воспалительной реакции, благодаря которой к местам внедрения собираются нейтрофилы. Они вырабатывают белки, которые инактивируют бактерии и другие микроорганизмы — и нейтрофилы же играют роль в процессах сворачивания крови.

Ученым удалось доказать, что эти процессы взаимосвязаны, и эту связь обеспечивают именно нейтрофилы. При формировании небольших, безопасных для организма, сгустков крови в мелких кровеносных сосудах инфекция блокируется на месте внедрения и не распространяется по организму. Таким образом, считает глава исследования Бернд Энджельманн (Bernd Engelmann), этот процесс можно считать физиологической формой тромбоза.

Некоторые из белков, продуцируемых нейтрофилами — серин-протеазы — также участвуют в формировании тромбов. При системной инфекции, когда распространение инфекционных агентов угрожает всему организму, микротромбы обнаруживаются в кровеносных сосудах печени, где они не опасны, но при этом не дают инфекции распространяться по кровотоку.

Сходная система защиты от инфекций существует у членистоногих. У них тромбы формируются в гемолимфе, омывающей их ткани и органы, что предотвращает развитие системной инфекции в организме.

С другой стороны, если тромб фомируется в отсутствие инфекционных агентов и в пределах крупных кровеносных сосудов, то высок риск развития легочной эмболии, инсульта или инфаркта. Артериальный тромбоз — одна из наиболее распространенных причин смерти людей в мире. Новая информация о механизмах образования тромбов, надеются ученые, поможет в разработке новых форм терапии.

- Nature Medicine, doi:10.1038/nm.2184, 01 August 2010.

Изображение с сайта treehugger.com.

Вы не авторизованы на портале. Поэтому не можете оставлять сообщения.
Необходимо войти, указав свои логин и пароль, либо зарегистрироваться.