Большинство психических болезней встречаются повсюду, будь то Европа или Америка, Гондурас или Дублин. Безусловно, в каждой из культур будут иметься собственные особенности симптоматики — начиная с языка, на котором пациент слышит галлюцинации, и заканчивая особенностями содержания бреда. Но есть у многих культур нечто сугубо своё, внутреннее, неотъемлемое и характерное только для этой местности и народности в не меньшей степени, нежели Эйфелева башня для Парижа, Тадж-Махал для Индии и развесистая клюква для России. Эти синдромы, которые более нигде, кроме отдельно взятого человеческого сообщества, не встречаются, называются культуральными. В некоторых источниках — кросскультуральными или транскультуральными, а также культуро-зависимыми. В МКБ-10 большинство из них рассматривается под шифром F 48.8 — то есть как специфические невротические расстройства, но это не совсем верно, поскольку симптоматика некоторых из этих расстройств очень даже психотическая.
Синдром амок, или просто амок (от малайского meng-âmok, впасть в слепую ярость и убивать). Наиболее распространён в Малайзии и Индонезии. В развитии синдрома выделяют три этапа: вначале — подавленное, тоскливое настроение с тяжкими размышлениями, появлением сетки прицела в глазах и плавным переползанием тумблера в положение «всех убью — один останусь», затем — внезапная вспышка, которая может быть спровоцирована оскорблением, косым взглядом, нехудожественным свистом или же развивается без видимых внешних причин: человек мечется, убивает и рушит всё, что попадается на пути и, наконец, выход из болезненного состояния с полной амнезией произошедшего и сильным физическим и психическим истощением. Возможна смерть, если агрессия была направлена и на себя тоже. Распространённость этого синдрома в прошлом вынуждала местных полицейских иметь при себе палки с петлёй из колючей проволоки, чтобы ловить и удерживать таких больных.
Синдром Дхат. Этот синдром имеет истоки в древнеиндийских трактатах, согласно которым, тело каждого человека содержит семь жизненно важных субстанций, или дхату. Если очень коротко и совсем просто — то это раса (плазма, питательная жидкость), ракта (кровь, жизненная сила), мамса (мышцы), меда (жировая ткань), астхи (кости, хрящи и связки), маджа (костный мозг и нервная ткань), а также шукра (сперма) у мужчин и артава (яйцеклетки) у женщин. Вот с шукрой-то и вышел у мужиков конфуз. Не у всех, конечно, а у тех, кто в курсе, из чего он состоит. И имеет тонкую и хлюпкую душевную организацию. Идёт он, скажем, шагает по Мумбаи, вдыхает густые ароматы родного мегаполиса, и постепенно дозревает до мысли об избавиться от лишней поллитры малы в виде мутры — мочевой пузырь-то не резиновый! Делает своё дело в один из публичных писсуаров и вдруг — полюби меня слоняка — в моче что-то мутненькое белеется! Ну, всё, подкрался ко мне далёкий северный мангуст, теперь абхац кобрёнку! Это ж из меня шукра вытекает со страшной силой! Я ж теперь без пяти минут бхута! Вот в таких тревогах, страхах и ожидании скорого погребального костра и проходят следующие месяцы жизни бедолаги — до тех пор, пока не найдётся хороший доктор или гуру. Кроме Индии, встречается в Китае, на Шри-Ланке и в государстве Тайвань.
Синдром Коро. Встречается в Индии, Китае и Юго-Восточной Азии, среди малайцев, индонезийцев, китайцев и вьетнамцев. В подавляющем большинстве случаев — у мужчин (тонкая душевная организация, вы уже в курсе). Получил название от китайского «коро», что означает «голова черепахи». Черепаха при опасности делает что? Нет, не включает первую космическую скорость и не переходит на геостационарную орбиту. Она втягивает голову и лапки под защиту панциря. Там у неё бутылка рисовой водки и курительный бамбук — всё, что нужно нормальной черепахе, чтобы справиться со стрессом. Так вот, при синдроме Коро больному начинает мниться, будто его многострадальный йенг не выдержал вредностей работы и общей несправедливости мироздания, и начал усыхать и сморщиваться, и скоро плюнет на всех и спрячется вовнутрь, как черепаха. А внутри — больной совершенно точно это знает — ни бутылки рисовой водки, ни курительного бамбука. Стресс снять нечем. А раз так — йенг не только сам помрёт, но и хозяина на тот свет на себе прокатит. И тут без паники и упаднических настроений ну никак.
Вторая часть
Третья часть
Четвертая часть
Максим Малявин, врач-психиатр
Фото © shutterstock.com
|