А в джунглях злачных недр, в дыму азартных игр,
Крупье, поджарый негр, сопит, как старый тигр,
И жёлтый круглый франк, похожий на зерно,
Седой столичный франт бросает на «зеро»...
Не случай, не сюжет — объект мирской возни.
А всё же, глянешь в свет — красиво, чёрт возьми:
Летит монетка вдаль, звенит, как гонг суда,
И вновь слышна печаль, как в слове «никогда»...
© Михаил Щербаков.
Игромания. Или, как называют её в МКБ-10, «патологическое влечение к азартным играм». Или, что более близко носителям английского языка, «гемблинг», от gamble — азартная игра. Или азартное расстройство (что интересно, hasard во французском — игра случая, риск, опасность, а также игра в кости. При том во французский язык это слово пришло с Ближнего Востока: в арабском языке аль-захр — «игральная кость»). В ходу также более редкое название — «лудомания» (от латинского ludo, «играю»).
Сколько тысяч лет на самом деле насчитывает история азартных игр — сейчас уже очень трудно сказать. Изображения Древнего Египта и поэма из «Ригведы», описанная Плутархом персидская царица Парисатис (тоже любительница сыграть в кости), да что там — на древних стоянках человека таранные кости (их форма уж очень характерна) находят с завидной регулярностью, и вовсе не в той комплектности, что предусмотрена анатомией изначально. И, если уж на то пошло, то вовсе и не люди первые начали: перекинуться в кости горазды были и боги: что Олимпийцы с их розыгрышем Олимпа, Тартара и морских просторов, что древнеегипетские, доигравшиеся до лишних пяти дней в календаре. И вообще, бытует мнение, будто эта Вселенная была явлена из небытия единственно из интереса, а человечество существует, соответственно, лишь из азарта Создателя: а что они отчебучат во время следующего хода?
А поскольку Бог не фраер, и с первым попавшимся из смертных играть не сядет, то первыми игроками со стороны людей (по мнению учёных, конечно) были жрецы и священнослужители. Воля богов — вещь такая: пока в прикуп не глянешь или кости не бросишь, так и не узнаешь. Как сами понимаете, плохие игроки среди касты жрецов долго не задерживались: или молния сверху, или критика с рукоприкладством снизу. Кто додумался раскрыть, чем на самом деле занимаются уважаемые люди на высшем духовном рандеву — доподлинно неизвестно. Не обошлось, видно, без Лукавого. С тех пор пошло-поехало.
Прежде чем читатель судорожно начнёт искать у себя признаки гэмблинг-завимости и ринется сносить с жёсткого диска своего компьютера любимые игрушки, сразу сделаю оговорку: азартная игра — это игра на деньги. Или на любой их эквивалент в материальном выражении: акции, драгоценные металлы и камни, долговые расписки (долги в щелбанах не в счёт), и прочая, и прочая. Но если это виртуальное казино или, скажем, онлайн-игра с денежными вложениями — она уже попадает в категорию азартных.
Сколько в стране азартных игроков? Если отвлечься от России с её чудесами подсчёта голосов и перлами конъюнктурной статистики и взять данные десятилетней давности по США, то получим почти три четверти взрослого населения. Из них треть — играющих нелегально.
Среди азартных игр существует градация в плане опасности возникновения зависимости. Самой неблагоприятной в этом отношении является группа игр на видеотерминалах. Из всех людей, играющих в этот вид азартных игр, имеют риск попасть в зависимость либо уже зависимы 25%. Вообще, потенциально наиболее опасными считаются именно те игры, в которых не нужно обладать особыми навыками игры и чей результат от умений игрока не зависит. Так что лучше карты, чем однорукие бандиты (в идеале, конечно ни то, ни другое, но не будем капризничать). Эта градация на «light» и «heavy» есть в таких странах, как Швеция и Великобритания.
В США есть Комитет по социальным и экономическим последствиям гемблинга. Им разработаны уровни гемблинга, для удобства отчётности и понимания проблемы в целом:
- Нулевой уровень. В азартных играх не участвует.
- Первый уровень. Участие в азартных играх эпизодическое, не вызывающее проблем (ни себе, ни своему кошельку, ни работодателю, ни окружающим).
- Второй уровень. Проблемная азартная вовлечённость. Зависимость ещё не сформирована, но это вот-вот произойдёт. Уже появились проблемы с кошельком, уже косо смотрят домочадцы и работодатель. Уже появилась мысль «а ведь так можно зарабатывать на жизнь!»
- Третий уровень. Собственно гемблинг-зависимость, или сформировавшаяся игромания.
Для контраста, интересно будет привести психологический портрет гемблера-профи. Такие есть, но их немного — тысячи три на Штаты и Канаду. Да, они зарабатывают себе на жизнь игрой. Почти исключительно карточной. И из них только пятьдесят человек, чей годовой заработок более 100 тысяч долларов. Итак, кто они? Спокойные, замкнутые, скрупулёзные до мелочей, совершенно лишённые чувства азарта, практически никогда не рискующие, подозрительные с оттенком параноидности люди. Как правило, одиночки, не имеющие ни друзей, ни глубоких привязанностей. Хотите так же? А почему, собственно?
Итак, если вы всё же нашли у себя признаки неизлечимой злокачественной игромании, вначале сделайте паузу, потом медленно выдохните, а потом прочтите диагностические критерии из Американской классификации психических расстройств:
---
А.
- Поглощен игрой, например, постоянно возвращается в мыслях к прошлому опыту игр, намеренно отказывается от игры или, наоборот, предвкушает и готовится к реализации очередной возможности сыграть, или обдумывает способ достать денежные средства для этого.
- Продолжает игру при все возрастающем подъеме ставок, чтобы достичь желаемой остроты ощущений.
- Предпринимал неоднократные, но безуспешные попытки контролировать свое пристрастие к игре, играть меньше или совсем прекратить.
- Проявляет беспокойство и при попытке играть меньше или совсем отказаться от игры.
- Играет, чтобы уйти от проблем или снять дисфорию (в частности, чувство беспомощности, вины, тревогу, депрессию).
- Возвращается к игре на следующий день после проигрыша, чтобы отыграться (мысль о проигрыше не дает покоя).
- Лжет семье, врачу и другим людям, чтобы скрыть степень вовлеченности в игру.
- Совершал уголовные преступления — такие, как подлог, мошенничество, кража, присвоение чужого имущества с целью обеспечения средств для участия в игре.
- Ставит под угрозу и даже готов полностью порвать отношения с близкими людьми, бросить работу или учебу, отказаться от перспективы карьерного роста.
- В ситуации отсутствия денег из-за игры перекладывает решение проблем на других людей.
Б.
Игровое поведение не связано с маниакальным эпизодом (поскольку замечено, что больные, находясь в маниакальном состоянии, тоже охотно и помногу играют, но если это состояние снять, вылечить, они к игре больше и близко не подойдут).
---
Если есть пять пунктов из раздела А и соблюдены условия пункта Б, тогда пора сдаваться.
Знал прикуп Максим Малявин, врач-психиатр
|