Чудо, а не младенец: плачет редко, спит крепко, кушает хорошо. Проблемы начинаются с поступлением в школу. Там-то и выясняется, что он рассеян, невнимателен, а на усвоение учебного материала и выполнение заданий ему требуется куда больше времени, чем расторопным сверстникам.
«Хватит витать в облаках!»
«Сонное царство!», «Ты тянешь назад весь класс!» — слышит такой школьник упреки преподавателей. «Тормоз» и «тюфяк» — не скупятся на обидные прозвища одноклассники. Да и родителям не всегда хватает терпения и выдержки наблюдать, как их маленький копуша битый час возится, собираясь на улицу, или бесконечно долго размазывает по тарелке кашу.
Но, увы, все попытки взрослых «растормошить» такого ребенка не приводят к желаемому результату. Все как раз наоборот — постоянно слыша окрики и замечания в свой адрес, видя, что всех вокруг раздражает, он начинает нервничать и в итоге делает все еще медленнее. «Неужели ничего нельзя изменить?» — спрашивают родители.
Кардинально и быстро вряд ли получится. Но помочь ему справиться с задачами, которые ставит и еще не раз поставит перед ним жизнь, для нас с вами реально.
Первым делом
Вам самим следует усвоить, что медлительность — свойство темперамента вашего ребенка. А возможно, имеет место и минимальная мозговая дисфункция — наверняка это может сказать лишь врач-невролог. Он и подскажет, как скорректировать ситуацию. Так или иначе, «возится» и «канителится» ваше чадо вовсе не с целью досадить вам или довести учительницу, просто по-другому он не может.
Постарайтесь обойтись без упреков и понуканий.
Ищем таланты
Как правило, самооценка такого ребенка сильно занижена, особенно если его систематически сравнивают с более успешными и ловкими сверстниками. Задача родителей — избегать таких сравнений, а еще постараться нащупать его сильные стороны, определить зону его успешности, дать возможность проявиться лучшим чертам и талантам.
Занимаясь тем, что у него получается, ребенок повышает свою самооценку.
Поручите ему важное дело — хотя бы уход за морской свинкой или комнатным растением и чаще хвалите его достижения.
Чем позже, тем лучше
По возможности не спешите отправлять ребенка в 1-й класс — медлительный и рассеянный, он неизбежно будет отставать в учебе. Внимательно отнеситесь к выбору школы и учителя: заведения, ориентированные на юных вундеркиндов, в данном случае следует обходить стороной. Слишком активный, амбициозный педагог, новатор и экспериментатор — тоже не ваш вариант.
Учитель со спокойным, уравновешенным характером, в меру консервативный, располагающий достаточным опытом и житейской мудростью, может оказаться подходящим наставником для гипоактивного ученика.
Поскольку личный темп нашего героя замедлен, ему необходимо время «на раскачку». Старайтесь работать на опережение: знаете, что скоро в школе будут проходить новую тему — начните постепенно ее разбирать
Домашний фитнес-клуб
Медлительные дети в большинстве своем неспортивны. Они избегают всего, что связано с физкультурой, и часто имеют склонность к лишнему весу. Но если повесить дома шведскую стенку, купить тренажер, гантели и организовать регулярные домашние занятия спортом, у него будет больше шансов преодолеть свою моторную неуклюжесть.
Упражнения и игры для медлительных детей 4–6 лет
«День — ночь». Взрослый называет время суток, причем не по порядку, а как заблагорассудится. При произнесении слова «день» ребенок бегает и резвится, когда говорите «вечер», его движения становятся замедленными, а услышав слово «ночь», он должен замереть.
«Запрещенное движение». Развитие внимания и скорости реакции. Вы совершаете разнообразные движения, а ребенок их повторяет. Все, кроме одного запрещенного, которым может быть хлопок, поднятые вверх руки или что-то еще.
«Съедобное — несъедобное». Бросаете ребенку мячик, одновременно произнося то или иное слово. Он должен поймать мяч, если был назван съедобный предмет, и отбить, если несъедобный.
«Да и нет — не говорить, черное и белое — не называть». «Ты поедешь на бал?» — озадачиваете вы юного игрока. И дальше между вами завязывается диалог на эту тему: в чем поедет, какого цвета будет его фрак или платье и т. д. Цель ребенка — отвечать на ваши вопросы, избегая запрещенных слов, а ваша — пытаться его «подловить».
И самое главное
...Любить и принимать своего ребенка, такого, какой есть, — пусть медлительный, но зато основательный, вдумчивый, надежный. Задайте себе вопрос: «Что важнее: его оценки, положение лидера класса и успешного ученика или психологическое здоровье, душевный комфорт?» К тому же еще неизвестно, как все обернется в будущем. Да, пусть сегодня в чьих-то глазах он «тюфячок», но кто может знать, что будет завтра?..
По рассказам современников Пушкин до 7 лет был «флегма», «рохля» и «увалень». А потом вдруг изменился — стал «резв» и «шаловлив».
Вряд ли учителя и товарищи Чарльза Дарвина, посмеивающиеся над вялым, заторможенным парнишкой, который день напролет мог просидеть в одиночестве у реки, глядя на воду, или несколько часов кряду изучать какой-нибудь неказистый лопушок, предполагали, что имеют дело с будущим автором теории происхождения видов.
Вот что писал про Дарвина один из его биографов: «В таком мозгу мысль созревает до того медленно, что поначалу кажется, что ее почти нет. А потом становится ясно, что она там была всегда».
Гимназист Альберт Эйнштейн зарекомендовал себя как медлительный, замкнутый, ленивый, неспособный к наукам учащийся, из которого вряд ли выйдет что-то путное. В наши дни ему наверняка поставили бы диагноз «задержка психического развития».
Всякое бывает...
С «копушами» занималась Лилия Илюшина
Опубликовано в журнале «АВС», № 3, 2011
|