Проблемы речи у дошкольников не так актуальны и болезненны, как разбитые коленки, диатезные щечки и заложенные носы. Поэтому их решение многие откладывают «на потом». Или пускают это дело на самотек, в надежде, что все само поправится.
Прокомментировать некоторые заблуждения, связанные с работой «инженеров человеческой речи», мы попросили детского логопеда Светлану Королеву.
1. Речь формируется до 5 лет, а значит раньше идти к логопеду не стоит.
Из этой же серии утешительные советы бабушек, знакомых и соседок – «Мальчишки вообще позже говорят», «Зато все понимает, взгляд какой смышленый» и пр. А потом пяти-, а то и шестилетнего ребенка с «кашей» во рту приводят к специалисту и просят «подготовить к школе». И оказывается, что время упущено – за год-два до школы серьезные проблемы не разрешить.
Идите к специалисту, если:
- в 2-3 года ребенок произносит лишь отдельные слоги;
- речь нечеткая, путает слоги и неправильно выговаривает звуки;
- малыш не использует в своей речи предлоги, не согласовывает слова.
Ведь трудности могут быть не только логопедического характера: проблемы со слухом, зрением, щитовидной железой, и даже нервной системой, а так же многие психические заболевания могут вторично повлиять на развитие речи. Чем раньше выявится эта патология, тем легче компенсируется, поскольку сенситивный (периоды особой чувствительности) период для развития речи – возраст именно до пяти лет.
2. Занятия с логопедом не имеют противопоказаний. Повтор звуков еще никому не навредил.
Отнюдь. В ряде случаев занятия с логопедом крайне нежелательны. Самый распространенный – банальные ОРВИ, ОРЗ и прочие проблемы носоглотки. Пока ребенок полностью не выздоровеет, заниматься не стоит – существует большой риск осложнений. Конечно, родителям хочется быстрее получить чадо с идеальной дикцией, но если вы не хотите после этого долго лечиться у отоларинголога – отложите занятия.
Большая нагрузка противопоказана и при некоторых заболеваниях нервной системы. В таком случае просто необходимо, чтобы невропатолог или психиатр «дали добро». Конечно, сами занятия не могут спровоцировать приступ эпилепсии, к примеру, но в сочетании с другими факторами они станут «последней каплей».
3. К специалисту обращаются ленивые родители. Сейчас столько хорошей методической литературы – все логопедические проблемы можно решить самостоятельно.
И не только логопедические. Еще, говорят, зубы можно самим удалять, коли приноровиться... Если же говорить серьезно, то самодеятельность здесь будет не лучшим вариантом. Родители-неспециалисты не могут быть твердо уверенны, что их собственное звукопроизношение, их фонематический слух – идеальны, что этот звук должен звучать именно так. Ребенок будет усердно повторять и про Сашу на шоссе, и про траву на дворе, и языком-«молоточком» долбить. Но умные, сообразительные дети часто идут не от звукопроизношения, а от «головы». То есть находят то положение языка, при котором звук «похож» на правильный. Родители рады – сами справились! Отпрыск счастлив – наконец-то Саша ушла со своими сушками к другим незадачливым детям. Не рад лишь один логопед: он знает, что с этого, «почти правильного» звука на окончательно правильный перейти будет в десять раз труднее, чем до самодеятельных занятий.
Поэтому проконсультироваться со специалистом все же придется – чтобы он показал родителям нужный звук и объяснил, как его произносить. А уж повторять пройденное, «зубрить» можно и самостоятельно – с книжками, Сашами и сушками.
4. Чтобы получить хороший результат, нужны ежедневные занятия.
Если хорошим результатом считать перегрузку и детскую ненависть к противной тете с дурацкими картинками – да. Если нужен иной результат, заниматься стоит не больше 2-3 раз в неделю. В остальные дни можно самостоятельно повторять упражнения минут по 10-15, не больше. Существуют логопедические санатории, где с детьми занимаются ежедневно. Но эти занятия – групповые, нагрузка там меньше. А постановка звуков, индивидуальные занятия – трудная работа для ребенка, и нельзя проводить ее ежедневно».
5. «Сюсюкая» с ребенком, взрослые замедляют его речевое развитие.
Забавные конфетки-«кеньки», апельсины-«асиники» и прочие «сяси-масяси» представляют опасность лишь в том случае, когда ребенок постоянно находится в окружении умиляющейся родни. Если же он слышит «нормальные» варианты в садике и на улице, то проблемы логопедического характера вряд ли возникнут.
Но могут возникнуть другие, психологические проблемы. Постоянное «сюсюканье» задерживает психическое развитие, ведет к инфантилизму. Ведь ребенок понимает, что на самом деле так - не говорят большие, так – лепечут малыши. А если уж «масинка» нравится этим странным взрослым, почему бы не притвориться маленьким? Можно покапризничать, потопать ножками, схватить лучший кусок руками с тарелки – и не только в нежном возрасте. Как там у классиков советского кино? «Масик, ты болвасик» и «Мусик хочет водочки?»
6. Параллельные занятия с логопедом и репетитором по иностранным языкам ускорят процесс развития речи.
Драмкружок, кружок по фото… И за кружок по рисованью тоже все голосовали. Зачастую родители (из лучших побуждений, разумеется) хотят научить ребенка всему и как можно раньше. Но перед тем как вести чадо в очередной развивающий центр, задайте себе вопрос: с какой целью? Если вы хотите, чтобы ребенок серьезно изучал язык, ему нужны индивидуальные занятия со специалистом, нацеленные на общение и чтение на другом языке. В таком случае необходимо проконсультироваться с логопедом. Если не все «наши» звуки поставлены, а параллельно начинается изучение «же не манж па сис жур», ребенок может просто запутаться в звукопроизношении. Ведь один и тот же звук в русском и английском или французском может иметь разную артикуляцию. В двуязычных семьях ребенок поймет, как правильно, для него это будет органично, при обычном изучении – не всегда.
Что касается «облегченного» обучения в группе, со стишками-песенками - дети обычно мало что выносят после этих занятий. Пару фраз, десяток слов, не более. На произношение это может и не повлиять, но практической пользы тоже не принесет.
На фото: коллаж из кадров художественного фильма «По семейным обстоятельствам», Мосфильм, 1977
|